«У каждого дела запах особый», у каждого «я» своё мироощущение. Для меня педагогическое ремесло пахнет красками, театральным закулисьем, праздничными сюрпризами. А кредо педагога – осознать радость и ответственность миссии впередиидущего, мудрого наставника и в то же время творца детской судьбы, не имеющего права не только на ошибку, но и на равнодушное отношение.
Все мы родом из детства… Когда-то в раннем возрасте я мечтала стать модельером. Не просто шила, как все девчонки, одежду для кукол, а старалась сделать из простых лоскутков неповторимую красоту и радовалась, когда куклы в моих нарядах преображались. Я весьма успешно училась в школе, но, упорно идя за мечтой, закончила училище в Ростове-на-Дону, стала не просто швеёй, а мастером верхней женской одежды, мне нравилось создавать такие модели, каких не купишь в магазине, мои пальто успешно участвовали в выставках-продажах, приглашали меня работать на фабрику, но почувствовала, что я не создана для монотонной работы. Всегда хотелось «творить, выдумывать, пробовать». А опыт моделирования научил из обыденного создавать красоту, которой не хватает в мире. Педагог, на мой взгляд, это тот, кто постоянно готов помогать людям увидеть и понять прекрасное, не просто звать их в сложенный кем-то мир гармонии, а научить творить свой идеал собственными силами.
На этапе принципиального выбора жизненного пути мне не раз вспомнились уроки моей семьи: дедушка, ветеран Великой Отечественной войны, много лет преподавал математику в школе, он учил меня упорству в достижении цели и постоянному неуспокоенному движению. Мои понимающие родители всегда были рядом. Отца все с уважением называли «мастером» не только потому, что с закрытыми глазами чинил любую холодильную установку, но и потому, что всякому делу отдавал душу и передавал опыт людям. У него я научилась теплоте общения и вере в то, что в любом деле надо быть педагогом: умеешь сам? научи других, поведи за собой, но сделай это разумно, увлечённо, зажигая интерес к делу, которое ты любишь. А мама работала воспитателем в детском саду «Василёк», где без малого 15 лет уже проработала я, осознавая, что моё «педагогическое я» началось с приходов к маме на работу. Тогда, ещё совсем юная, с интересом вглядывалась в глаза детей, хотелось помочь им трудный момент, предупредить слёзы детского отчаяния на этапе поиска решения жизненных ситуаций. Я уже тогда задумалась о том, как трудно ребёнку рассказать, что происходит в его мире. И мне захотелось моделировать мир, где счастливы дети. Кстати сказать, моя сестра тоже работает в детском саду. Она повар, но настоящая волшебница! И с гордостью можно говорить, что любовь к людям и желание дать им тепло и заботу –наше семейное кредо. Моя дочь учится на втором курсе педагогического колледжа, думаю, что педагогическая династия у нас сложится.
Когда-то я закончила этот педколледж и пришла в детский сад работать воспитателем. Всегда понимала и поясняла родителям, что с детьми нужно говорить даже больше, чем со взрослыми. Это так важно - открыть «образ мира, в слове явленный». Думаю, поэт Борис Пастернак вряд ли представлял, «что творчество и чудотворство» должно начинаться с раннего возраста. Ведь истинно справедливо высказывание: «О детство! Ковш душевной глуби!» И взрослым надо уметь ценить чистоту родников в детских душах. Развивая речь ребёнка, мы развиваем их мир.
Я с удовольствием пишу для малышей сказки и стихи:
Знаем мы, что есть на свете
Чудо - детская страна,
В ней всегда играют дети,
Радость там на всех одна.
Нужно многому учиться,
Дружно жить и не лениться,
Из сказок многое узнать
В жизни это применять.
Дети с удовольствием воспринимают такое творчество как откровение взрослого, который видит мир детскими глазами. А такое видение мира –это и есть особенное качество педагога.
Коллеги убедили меня получить образование логопеда. Закончила Армавирский педагоческий университет и уже 11 лет радуюсь сотворчеству с моими «маленькими коллегами». Именно так я называю и воспринимаю малышей, которые весьма серьёзно играют в те игры, которые мы придумываем вместе.
Недавно обобщила опыт по теме: «Использование логоритмических упражнений в театрализованной деятельности для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» и поняла, что это не просто удавшиеся идеи, изложенные на бумаге. Не передать в методических разъяснениях радость совместных открытий, общий поиск решений, упорство преодоления трудностей, а главное – счастливый результат: улыбки успешных детей и радость родителей, осознающих, что чудо есть, и это чудо –их дети. Когда ребёнок говорит правильно, уверенно, образно, он владеет речью, как золотым ключиком, открывающим потайную дверь театра жизни. На мой взгляд, настоящий педагог – это мудрая черепаха Тортилла, которая не читает нудных моралей, а просто дарит ключ от той страны, где важно сочинить свою сказку, сыграть свою роль.
А ещё интереснее свою сказку оживить: станцевать и озвучить.
Логоритмика – это особое сочетание музыки, ритма, слова, движения. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логопедическая ритмика держится на «трёх китах»: речь, музыка, движение. Музыка влияет на качество исполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность действий, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость. Совмещая темп, ритм, речь, движения, подвижные игры, ребёнок развивает музыкально-ритмическое чувство, дыхание, моторные функции, слух. Логоритмика развивает у детей речь, двигательную сферу, внимание и память, причём одновременно, скоординировано.
Чтоб начать говорить, надо, чтоб язычки не были «ленивыми», придумаем вместе упражнения для артикуляционного аппарата:
Проснувшись, с утра, кошка («Кошечка», разминка для языка)
Мурка, открыла окошко. (открываем рот - «Окошко»)
Почистила зубки немножко («Чистим зубы»)
И стала тесто месить на блины. (губами и язычками «Месим тесто»)
Блины получились, вкусны! (удержать язык «Блинчик» и порадоваться).
А теперь проверим согласованность наших движений и речи, чтобы образ соответствовал словам, это и координация, и театрализация, и индивидуальное видение мира:
Шёл волчок через лесок (дети изображают каждый своего Волка),
За спиною нёс мешок (представляют ношу),
Притомился и устал (каждый показывает по-своему)
И мешочек развязал (имитация).
А что таил этот мешок? Почему у Волка шок? (каждый показывает сначала пантомимой, другие дети угадывают, что это за сюрприз, а потом автор пантомимы описывает, что он имел в виду).
Будить интерес и учить сотворчеству – ещё одно отличительное качество успешного педагога. Но педагог никогда не бывает успешен в одиночку. Я счастлива, что у меня много понимающих коллег и среди воспитателей, и среди родителей, и среди любимых малышей. Настоящие коллеги всегда услышат, поймут, поддержат, а главное – сумеют искренне порадоваться успеху. Всем педагогам, и опытным, и начинающим, я бы от души пожелала радости сотворчества, познания счастья в выбранной профессии, по-детски неугомонного движения к открытиям мира вокруг и себя в этом мире, взаимообогащения идеями и наработками, в том числе и в профессиональных конкурсах.
Педагог – это опытный капитан большого корабля, но в то же время восторженный юнга, всегда готовый «бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Элла Матюшина © 2016 | ст.Кущевская
Design by FolkWebMedia